Пришло время сделать обзор по «наждачке». Очень много вопросов, именно по теме заточки наждачной бумагой и много споров. От ценителей природных камней часто приходится слышать, что это извращение. Когда начинаешь задавать вопросы по сути физических процессов, то получается, что никакой разницы нет и есть только разные технологические решения одной и той же задачи. Если переводить его в более бытовую плоскость: «Надо вырыть котлован. Есть два варианта: нанять пять землекопов, они сделают не быстро, хотя не дорого, а если сделать экскаватором, то быстро и дорого.» Обычная задача для сметчика.
И вот тут встает первая особенность выбора способа решения. Хорошие камушки стоят довольно прилично и набор нужен хороший. Самый скромный набор обычно 5-6 камней. Рублей так 7-9… тысяч! А если он упадет, что случается довольно часто? Ощущение у большинства, будто «ваза династии Мин» разлетелась вдребезги!…
Второй момент. Практически ни один продавец не сможет гарантировать одинаковые свойства камней, даже из одной партии. Это условия добычи и продажи «природников», но узнают об этом, когда уже потрачено немало денег. Такая вот лотерея получается с ними. Синтетические натуральные камни выигрывают в этом показателе, хотя по цене не сильно отличаются. Если зарабатывать на заточке, тогда наверно есть смысл, но тоже не факт и об этом чуть позже. Шкурка лишена этих слабых мест. Если взять наждачной бумаги хотя бы на цену одного камня, то можно несколько лет повторять один и тоже результат: «зеркало на режущей кромке», для всех своих домашних рабочих ножей.
Третий момент. КПД вложенных усилий. Наглядно сравнить будет проще:
Свои ножи на кухне затачиваю не чаще двух раз в год, остальное время они просто правятся на простой дощечке от фруктового ящика, с кожей из офицерского ремня и пастой. Места на полке практически не занимает и всегда под рукой.
При наличии подобной заточной системы, на правку трех-пяти ножей, времени требуется не дольше, чем чай заваривается!
И тут же на обертке все проверяю. Хотя для работы на кухне, бритвенная острота не требуется, если это не кулинарное шоу или каприз души.
А тут пример выполнения реставрации, где использовалась только наждачная бумага. Все разложено поэтапно, по полочкам и смета расходов приложена.
Теперь вернемся к смете. Хорошие «природники» стоят от полутора тысяч рублей, их надо штук пять, для начинающего. Требуются они раза три в году, если это не средство заработка.
Рассмотрим смету по наждачной бумаге. Один стандартный лист от восьми рублей, до сорока. Берем средний показатель 25 рублей. Набор из пяти видов гритности, по три штуки обойдется в 375 рублей. Некоторые мои знакомые тратят в день на сигареты больше. Такого набора хватает больше, чем на год, если это не перерастает в творчество или страсть!))) Опять же размеры брусков, которые представлены на рынке: полторы тысячи стоит камень размера Ганзо или Апекса ( 150х20 мм), что меньше по площади в два-три раза бруска точилки Строгова, как минимум и это сразу делает еще одну «поправку» в смету: «землекопы» работают, как минимум, в два раза быстрей, при том же качестве! Большие размеры камней уже находятся в иной ценовой категории, примерно от 3-х тысяч рублей. Со шкуркой же нет предела фантазии! А сферические ножи ледобуров: Mora, Heinola Rapala кто-то точил камнями или хотя бы секатор? Очень хочется посмотреть результат под лупой и на этот камень и сколько он стоит?!…
И наконец об особенностях. Начну с того, что не во всех роликах отражено, а отдельно делать нет смысла. Время смены шкурки на бруске и как это делается.
Укладываем все на дерево.
Смолим клеевым карандашом брусок и ровно прикладываем бумагу.
Переворачиваем, плотно прижимаем.
«И легким движением руки, мы брюки превращаем в шорты!»
Обычно не больше 30 секунд на замену и свежий новый абразив уже готов. Все! Можно дальше работать. Нет необходимости тратить время на ожидание стабилизации клея, замачивание брусков, на покупку алмазной пасты, чтобы исправить их геометрию и т.д.
И вот о самой главной особенности работы с наждачкой.
В самом начале она очень агрессивно снимает металл. Ввиду особенностей закрепления абразива на подложке, он гораздо быстрее слетает с подложки, часть абразива забивается опилками и засаливается, что позволяет наждачкой на 600 грит, через несколько минут работы, уже полировать поверхность. Потом можно сразу кожей снять остатки заусенок с кромки. С камнями тоже такое возможно, но времени больше требуется и это для них «запрещено», а вот алмазы этого вообще не позволяют, поэтому нужно большее кол-во абразивов в наборе, чтобы убирать следы «предшественника». И чем выше гритность у бруска, тем выше его цена.
В этом ролике можно наглядно увидеть суть разницы обработки алмазами и наждачкой.
В своей ежедневной работе, использую шкурку и алмазы. Точить приходиться много всего разного, в том числе и профессиональный дорогой инструмент. Очень много различного инструмента повезло подержать в руках и опробовать в деле. Если попадается что-то интересное, то сразу выкладываю в инстаграм.
https://www.instagram.com/adamov_evgeny/
Кто уже освоил особенности работы с заточной системой Строгова, прекрасно знают сколько ножей можно заточить за один вечер, особенно используя гриндер или электронапильник! А вот камни уже больше десяти лет лежат в коробке…
И некий итог всей этой писанины.
Для обычных бытовых нужд, требуется не больше 300-450 рублей в год на расходные материалы, чтобы супруга была счастлива на кухне и самому на охоте было чем удивить друзей и это при условии того, что ножей, тесаков, топоров много и они постоянно в работе. Если это вышло за пределы выполнения домашних обязанностей, тогда верхних границ затрат не существует. Все имеют право на свой выбор удовольствия!
Современный технологичный мир предлагает много различных решений типовых задач. И шкуркой можно наточить опасную бритву, что покажу чуть позже. Кому-то очень приятно разглядывать уровень своего мастерства через микроскоп, глядя на режущую кромку своего нового клинка в коллекции. А для металла нет разницы чем его формировали, если все равно все закончится кожей с пастой!!! Для меня это давно не повод для полемики. Всего лишь еще одна точка зрения человека, который своими руками проверяет теории на практике и готов делиться результатами с окружающими. А также основываясь на отзывах людей, с которыми идет ежедневное обсуждение этих самых вопросов. Исходя из них, могу сказать точно, что 97% не смогут найти разницу в заточке на камнях или наждачке даже под микроскопом! Выводы делает каждый для себя сам.
Тут таблица стандартов «наждачки». Маркировка и зернистость.
Пишите, звоните, оставляйте свои комментарии. Отвечу на все вопросы с удовольствием)))
Евгений, спасибо, за столь краткий и прекрасный экономический разбор полетов! Есть Апекс и Ланкси не первый год. Хоть и не так давно начал осваивать наждачку, а бруски тоже теперь лежат без дела. А есть ли возможно изготовить какой-нибудь переходник под бруски Лански, вроде того, что под Ганзо?
Спасибо, Петр!
Переходников под Лански сделал два варианта, теперь жду, когда бруски привезут на пробу. Оказывается очень даже нужная вещь, потому как крепление там с загогулиной))) Сразу сделаю обзор и выложу.
Скажите, какие вы в основном используете марки наждачной бумаги, для грубой работы, средней и шлифовки? Я так понимаю вы используете три основных вида наждачной бумаги и кожа.
В конце статьи есть таблица гритности наждачки, как основа подбора. Но самое лучшее, когда есть возможность выбора производителя. При одинаковых исходных данных, у разных производителей, различные результаты, которые определяются качеством зерна, материалом зерна, качеством связки.
Я лично давно использую наждачку на финишной части работы, а все основное выполняю алмазами. Если алмазов нет, то можно начинать с 240 грит и потом хоть до 2500!
Спасибо!